ЗАЯВКА
на обучение

Автор статьи Филипп Смирнов - дизайнер, филолог, историк-культуролог, переводчик, экскурсовод.

Излишнее избыточно.

Так случается часто, что чрезмерное удивляет, веселит или даже раздражает.

Вот представьте себе... Улица. Пробка. Без включения поворотника в ваш ряд вклинивается здоровенный внедорожник. Например, Хаммер. Пусть и второй, а не первый. И там, где обычно вы наблюдаете задорное "Fuck fuel economy" или "Двухлитровым может быть только пакет сока", то есть на заднем борту, вы видите вдруг знак "Неопытный водитель" и еще "Туфельку" и "Baby in the car". Если вы водитель со стажем и у вас крепкие, закаленные нервы - вы, конечно, простите этой пигалице, которой и из-за руля не видно, ее опасный маневр. Но, скорее всего, наличие этих значков вызовет в вас дополнительную глухую ярость и вы разразитесь порцией отборной ругани ей вслед.

А если бы знаков не было? Думается, что вы были бы сдержаннее. И не стали бы вот сейчас мигать дальним и жать на клаксон.

При ближайшем рассмотрении получается, что в случае с задорными "пацанскими" надписями - когнитивного диссонанса ни у кого не возникает. А вот при добавлении к брутальному облику автомобиля несуразностей в виде знаков "!" и "Туфелька" - он налицо.

Дизайнер решает проблемы с образами ежеминутно. И более всего интересны работы, где нет ничего лишнего. Где взаимосвязь между содержимым и формой однозначны. Где возникает самый четкий визуальный образ: знак.

Он не нуждается в переводе, его не надо «адаптировать» к условиям. Он понятен. И в нем нет ничего лишнего – отлит как пуля. В полной гармонии между материалом и содержанием.

При виде приближающегося сзади Мерседеса Гелендваген ему не уступит лишь человек, который сам едет в таком же. Ну или водитель лимузина, который и так привык к этим кирпичам сзади.

Все остальные попробуют уйти правее.

По моему глубокому убеждению - это свидетельство успешной работы дизайнера: по дорогам ездят не только G63 и G55. Есть и 20, и 30-летние машины. Но все они не меняются. А зачем? Дорога всегда открыта...

Другой аспект. Другая сторона медали.

Написано же, например, на монете – «1 рубль». Это на аверсе. И эта надпись есть и достоинство модели и реальная ценность. Но написано по-русски, а, значит, человеку, не знакомому с критическим шрифтом – не удобочитаемо. Тогда заказали упрощение – разработать знак «рубль». Его и сделали. Топорно и деревянно. Ему не светит стать мифом. Мифом стала птица с другой стороны монетки.

Двуглавый орел – символ с богатейшей историей. Чеканился и на монетах Священной Римской империи, кто-то говорит, что он же был изображен на золотоордынских монетах. И приписывают ему значения – смотрит, мол, в две стороны: на Восток и на Запад, а потому более всего России подходит.

А вот мало кто задумывался из чего родился этот символ? Что было изображено в первый раз?! Вернее, что пытался изобразить художник?!

Догадались?! Правильно – двух орлов (вернее, орла и орлицу), сидящих на одной ветке друг за другом и смотрящих в разные стороны.

Орлиная семья гораздо крепче лебяжьей. Орлы живут по много лет и всегда одной парой. Наши предки это знали. Так что изображена семья, единство.

А при плакатизации изображения художник убрал ему показавшуюся несущественной тень между двумя телами. И так и пошло по жизни. Зато получился и миф, и символ.

Но остается и еще одна сторона медали или монетки. Все ее называют ребро. Но правильнее называть – гурт или рант. От немецкого «ремень». Гурт бывает гладкий, с вырезом, рифленый, прерывисто-рубчатый, со шнуровкой, с надписью, сетчатый, узорный и много еще какой.

Однако эта информация – совершенно излишняя. И избыточная.