ЗАЯВКА
на обучение

Автор статьи Филипп Смирнов - дизайнер, филолог, историк-культуролог, переводчик, экскурсовод.

Потрескавшаяся амальгама, дефекты литья стекла - эти два словосочетания на слух обывателя ужасны, а дизайнеру интерьера его ласкают. Они - про зеркало.

Слой серебра в кракелюрах старит интерьер на много десятков лет, придает дому, в который помещено "зеркало предков" изысканное очарование древности. Дефекты литья искажают пространство, превращают зеркало из обыденного предмета интерьера в портал в зазеркалье, где позволено все.

В городе зеркальные фасады - признак современности, сугубой функциональности. Вот, например, стоит в Гагаринском переулке в Москве дом с искривленным фасадом из зеркал. В нем отражаются окружающая застройка, церковь напротив, крыша особняка перед зданием в четыре этажа. Офисные сотрудники живут в Зазеркалье и чувствуют себя немного Алисами, потому что там - другие времена, другие нравы и вкусы, другие законы. Горожанину же достаются в этом месте города двойные дозы города, неба, солнца, что не так уж и плохо в узкой стремнине переулка.

К приему удвоения пространства дизайнеры привыкли давно: где хоть один, кто ни разу не поставил зеркального шкафа-купе в спальне или прихожей, чтобы зрительно увеличить пространство? И хоть прием этот - сомнительный, он работает. Некоторые критики по наличию в спальне шкафа с зеркалом в пол готовы судить о привычках хозяина - он и нарцисс, и про ночи шушукаться можно... Но на самом-то деле прием из гостиницы взят, да вмонтирован в жизнь семьянина, а значит, говорит о ненасмотренности творческого работника, готовившего проект. Просто почти нет людей, кто нравится себе в зеркале обнаженным, кто доволен собой... И дизайнеру это бы знать.

Но и в спальне зеркалу можно найти место. Как и в любой комнате дома. И это - не потолок, как кто-то мог бы подумать. Это - откосы. В России солнца отчаянно мало, в комнаты добираются крохи света, а если разместить на откосах попарно зеркала, можно добиться утреннего и вечернего акцента: лучи будут падать туда, куда дизайнер направит их.
Это может быть изголовье кровати, это могут быть часы на стене, а может - каминная полка.
Главное - помнить, что угол падения равен углу отражения, тогда организовать световой сценарий будет не сложно. Провести на объекте денек, посмотреть, где солнце восходит, а где - заходит и учитывать возможности такого технического элемента, как зеркало на откосе.

Еще интересный прием (с XVII века) - зеркала в рамах в портретной комнате. Представьте себе портреты предков в золоченых рамах и в такой же - пара зеркал: ты становишься столь же значим, что и твоя двоюродная бабушка Аглая из "Шотландии", что под Спас-Клепиками.

Этот прием был реализован при подготовке родового гнезда Юсуповых-Княжевых к торжествам по случаю свадьбы Феликса Феликсовича Юсупова-младшего с принцессой Ириной Романовой. Во дворце нашлось место Петру Великому, Михаилу Романову, Федору Романову и Ивану Грозному, а так же - двум зеркалам. В полный рост".

Надиктовав эти тезисы, автор этих строк выключил диктофон и стал размышлять, какие образы и метафоры могут помочь раскрыть тему работы дизайнера с любыми отражающими поверхностями. Вспомнились великолепная работа архитектора Василия Баженова в усадьбе Быково Московской области: беседка-милавида отражается в водах пруда с кувшинками так, что невозможно понять, она нарисована на воде или построена? Но природное зеркало пруда - это всё же не в интерьер.
Вспомнились и конкистадоры, что на осколки зеркал и бусы выменивали целые состояния.
Но считать, что дизайнер - конкистадор, а заказчик - папуас, это всё же большая натяжка, потому соображение было отметено.

Однако за скобками осталась одна из самых главных проблем любого дизайнера: что есть интерьер? Это отражение эго и знаний дизайнера или вкусов и возможностей заказчика? Кто в доме при работе над интерьером главный? Профессионал, которого призвали "сделать красиво" или всё же владелец?

Я всё же склоняюсь к мысли, что сапоги должен тачать сапожник, пироги печь пирожник, а спесивые выступления нуворишей и парвеню по поводу метлахской плитки, зеркал на потолке и в люстрах, подушечек кислотных цветов возможны только, когда они сами смотрятся в зеркало интерьера, который является выразителем эго его создателя.

"Собственно, кто как, а я - кончил..." - с ироничной улыбкой автор этих строк нажал клавишу "Отправить".

Филипп Смирнов