ЗАЯВКА
на обучение

Автор статьи Тимофей Смирнов - художник-график, кандидат искусствоведения. 

Галерейный бизнес в России достаточно востребован. Хотя и малочисленен, и редко профессионален, да и не учат ему (галерейному делу) практически нигде. Реальная практика же показывает, что далеко не всем будущим галеристам и их «протежируемым» художникам суждено «подняться и взлететь».

И здесь все как в кино-индустрии: «Для того, чтобы сняться в фильме у знаменитого кинорежиссера – надо быть звездой, а для того, чтобы стать звездой – надо сняться в фильме известного кинорежиссера». Замкнутый круг. «Куда пойти? Куда податься?!»... Ну, или как повезет...

18 05 16

Часть1

Негатив. Печальное введение в проблемы арт-рынка.

Разговор о галерейном деле в нашей стране – тема болезненная. Также как и тема «современного искусства». Галерейное дело в почившем Союзе и сегодняшней России – это поле, устланное лепестками роз, под которыми увы – болото.

Пусть стали мало-помалу появляться выставки, биеннале, и о «звездах», и «о молодых», тем не менее, мы все отчетливо понимаем, что отечественная «арт-среда» особым разнообразием не балует.

По существу: бизнес периода «постромантического капитализма» стал производить «вброс» фальшивых галерей-однодневок, создавать микросреду, которая «вливает» «фейк» и«демпинг» в среду профессиональных художников и их сообщества.

Следует уточнить, что все далеко не так плохо. Несмотря на «порочность и инвалидность» «самопровозглашенных гениев» галерейного цеха, ими же и был начат мощный поток осмысления основ этой деятельности всех областей и «мастей». Отрицательный заряд все же дал положительный результат. Появилась хоть какая-то культура поведения в этой новой для России профессии. А некоторые галереи все же превратились в оплот качественного и современного искусства.

Нынешнему дню свойственно тяготение к медийной публицистике и «журналистской» прагматике, стратегии просчитанного успеха. Все слишком субъективно: «Кто и что плохи?», «Кто–хороши?». Но сейчас, как никогда ранее, за эти прошедшие 20 с лишним, с уверенностью можно провозгласить дефицит профессионализма в области арт-рынка. Еще раз и в оправдание – но не везде, не у всех и не у каждого.

И сколько бы не радовались многие, что мы «быстро догоняем и перегоняем», на самом деле несметному числу доморощенных Левшей - псевдоарт-дилеров еще в лихие 90-е годы лишь показалось, что за 20 лет им удалось «перекреативить» по уровню «ушлого креатива» английских, французских, итальянских, немецких и прочих «потомственных» галеристов. Правда в том, что это – кажущееся явление, и именно им самим так показалось.

Единственное, что по-настоящему «непоправимо». и «самое страшное», что произошло –э то то, что в мозги потенциальных художников (желающих успешно функционировать на несуществующем рынке искусств) были «впрысканы» иллюзии лёгкости труда и «умножения прибыли», якобы каждый, кто назвался художником, как маг или колдун, всего лишь за одну ночь создаёт себе любимому и Богатство, и Славу, сразу и много. Отсюда на рынке заметны «новые» дилетантские идеологии и банальные решения без знания всех причинно-следственных связей, штампы, стереотипы, подделки, имитации, фантомные репутации и прочая деструктивная деятельность.

Но, к счастью и не смотря ни на что, все-таки в России есть потенциал в этой области и есть «учреждения» и их стратегии, которые работают вопреки профанности и подмене понятий. Об одном таком «потенциальном» деле и пойдет речь далее.

Часть2

Позитив. Ничто не ново под луной, но «Кто на новенького?»

Арт-рынок в России – это не забава, а работа в трудных реальных условиях, с чувством личной ответственности. Нужны: воля , желание и реализованные требования к профессиональным знаниям и навыкам. Нужен опыт.

Тем не менее и вопреки сегодня все-таки появляются молодые и активно-предприимчивые люди, которые ЭТО хорошо понимают. И вскоре, быть может, очень скоро, одним из таких новых «предприятий» и интересных «затей», организованным такими молодыми «активистами»  будет является галерея «.....» в Москве или еще где-то.

Многообразие художественных интересов упомянутых галеристов, а также их яркие личности и весомые успехи в областях их деятельности в сочетании с многолетним опытом функционирования в арт-среде в различных ипостасях создадут в этой галерее неповторимую атмосферу. В ее залах будут представлены художники с разными иерархиями ценностей, предпочтениями, идеалами, но одинаково заинтересованные в высоком качестве искусства.

Но не просветительская деятельность занимает центральное место в работе «....». Главным ее «месседжем» будет проявление и развитие креативных компетенций, востребованных рынком. Галерея «...» будет иметь своей целью презентовать высокопрофессиональную плеяду молодых авторов, но уже имеющих коммерческий успех и определенную известность и репутацию, что позволит потенциальному коллекционеру безболезненно избежать ошибок при покупке произведений искусства. И это очень и очень хорошо будет характеризовать творческий портрет молодой галереи. Остается пожелать ей успехов и верить в то, что она не станет еще одной в потоке бесконечно «закрывающихся» арт-предприятий. Чего и желаю.