ЗАЯВКА
на обучение

Автор статьи Филипп Смирнов - дизайнер, филолог, историк-культуролог, переводчик, экскурсовод.

В Москве полно улиц, чьи названия про запахи и звуки... Нет. Не так. Начнем по-другому...

Представьте себе, что перед вами – шедевр кулинарного искусства. Вы видите кусочек яблочного штруделя, шарик ванильного мороженого, элегантно-шафрановый соус. Вся эта композиция – с листиком мяты, сахарной пудрой и корицей манит вас. И уже началось слюноотделение.

Так. Стоп. Камера отъезжает и вы видите в кадре фотохудожника, который эту красоту снимает макрообъективом. Свет софитов подогревает тарелку и вам кажется, что вы прямо видите, как тает мороженое... Поторопитесь, мастер! Натура ускользает... Фотограф суетится, нажимает кнопку спуск, внизу неумолимо бегут секунды...

Но ничего не происходит. Штрудель не зарумянился, а мороженое не “рассопливилось”. И тут в кадр входит специалист по реквизиту – дородная тетушка с палитрой и кисточкой в руках. Правильно прочитали: с палитрой, а не с поллитрой.

Вся эта еда – из пластика, папье-маше, акрила и прочей несъедобной дряни. Почти как в некоторых сосисках – вместо мяса специальное вещество под бодрым названием “розовая слизь”.

Смотришь – сосиска. Розовая. Асептически упакована. Снабжена логотипом производителя. Информацией о составе. Где вроде бы как присутствует мясо (говядина и свинина), шпик, соль и специи, а всякие загустители и ароматизаторы отсутствуют. Даже глютамат натрия указан в незначительном количестве. Чистое произведение искусства.

И вы берете эту сосиску, отвариваете ее, кладете на красивую тарелку, можно даже – с голубой каемочкой (ну или золотой), рядом – половина сваренного вкрутую яйца под майонезом, горка зеленого горошка... А вот от сосиски не пахнет пряно. Да и на вкус она совсем не то...

Так вот. В дизайне тоже так. Вот кто-то сделал визитную карточку. И вроде бы – кусок картона, на который нанесены какие-то цифры и бкувы, а не запоминается, не сильно, не выразительно. Пусть и золота много, пусть буквы крупные, все разборчиво и статус владельца высок. Можно и углы скруглить, и сделать вычурным этот самый дизайн – с вырубкой, насечками, приклейками, в какой-нибудь форме...

А все же ничего не выйдет. Не превзойти той самой визитки, которая была когда-то. Простая, белая карточка. Легкий прямоугольник. На котором рукой владельца (владелицы) написано только то, что характеризует этого человека по отношению к вам. Или вашей рукой приписано что-то...

Ну вот например: Иванов Иван Иванович. Московский адрес. Мобильный телефон. Вашей рукой: Адлер. 2 раза. Розы, закат, смешной галстук.

Или. Алексей Петрович Пузодой. Преуспевающий пенсионэр. (Именно так. Без адреса-телефона. И с “э” оборотным.) Вашей рукой: Долг 70 тыр. Безнадежный.

И даже если от первой карточки слегка пахнет освежителем “Антитабак”, а от  второй бодрым Шипром, они несут в себе больше персонализированного дизайна, чем многие другие.

Вот есть в Москве места, где выходишь морозным осенним вечером на улицу и вдруг пахнет на тебя запахом поездного растопленного титана, шпалами – и ты и сам готов ехать сейчас в вагоне поезда.

Или идешь по улице, а вдруг – разливанный шоколад в синем тумане утра парит, а вон и фабрика, где твои любимые батончики делают. И улица сразу родная.

Или с утра бегом, к метро, а пахнет кофе и булками – и остановишься.

В магазинах мерчандазеры с супервайзерами стараются использовать для повышения продаж и запахи, и звуки, и даже температуру помещения. И преуспевают... Кругом все больше шопоголиков, которые идут за счастьем: все органы их чувств задействованы.

А знаете, какой самый яркий пример вот такого, чувственного дизайна?! Правильно: продукция фирмы Надкушеное яблоко.

Ведь почти все знают, что новый айфон пахнет особо. Почему?! Прозрачную пленку, которой обернут каждый гаджет, сажают на пахучий клей.

А звук шуршащей белой обертки дополняет образ, а текстура бумаги на коробке, выборочный лак, отточенный минимализм подкупают безмерно. И покупатель вновь и вновь стремится пережить эти ощущения.

Это как съесть “правильную” сосиску, вдохнуть знакомый с детства родной запах, окунуться в атмосферу покоя.

Определенно, за вот таким синтетическим дизайном – будущее.

 

-->