ЗАЯВКА
на обучение

Автор статьи Никита Плешаков - дизайнер, декоратор, ведущий преподаватель в Академической школе дизайна, отделение Дизайн интерьера.

Особняк Виктора Орта

Несмотря на наличие в Брюсселе Ратушной площади с почти игрушечными домами средневековых гильдий, столица Бельгии в равной степени известна и как колыбель европейского модерна, благодаря многолетней успешной практике Виктора Орта. Как и полагается, лучшее архитектор должен создать для себя самого, поэтому в 1901 году на rue Americana, 25 появился особняк, совместивший функции ателье и жилого дома.

Особняк Виктора Орта

Несмотря на наличие в Брюсселе Ратушной площади с почти игрушечными домами средневековых гильдий, столица Бельгии в равной степени известна и как колыбель европейского модерна, благодаря многолетней успешной практике Виктора Орта. Как и полагается, лучшее архитектор должен создать для себя самого, поэтому в 1901 году на rue Americana, 25 появился особняк, совместивший функции ателье и жилого дома. Орта прожил в нём 20 лет, и практически всё в доме до сегодняшнего дня сохранилось в первозданном виде. В нём можно увидеть самые разнообразные комнаты, начиная от хозяйского санузла и спальни дочери до гардеробных комнат и комнаты для переговоров с клиентами. Особое впечатление как сочетание дизайна и комфорта производит встроенный в стену спальни потайной писсуар-унитаз, подключённый в общую систему канализации. А колонну на входе в гостиную Орта, видимо, подсознательно проектировал под хранение компакт-дисков. И это единогласное мнение всех посетителей. Неподготовленной публике сильно бьёт по психике контраст между сегодняшним представлением о модерне и образцам 1901 года. Весь дом насыщен изысканной по качеству и идеям ковкой, представленной в тягах потолков, светильниках, колоннах и акссесуарах, например, прорези почтового ящика, что в современных репликах практически не встречается. Как это ни странно даже привычная керамическая плитка  типа «кабанчик» в модерне может превратиться в облицовку гостиной и смотреться весьма респектабельно.

В связи с тем, что в этом районе Брюсселя Виктор Орта закрепился довольно прочно, советую помимо основного блюда в виде его особняка, закончить знакомство с бельгийской архитектурной «кухней» десертом в виде осмотра фасадов двух других особняков находящихся по соседству. Это отель "Хэннон" на avenue de la Jonction, 1 и отель "Солвей"  на avenue Louise, 224. В отеле "Хэннон" располагается фотогалерея, поэтому внутрь так же можно попасть вполне законным путём. А отель "Солвей", строившийся как городская резиденция богатого промышленника Альберта Сольвея, открыт только для группового посещения в определённые дни. Поэтому при планировании поездки заранее,  этот интересный не только фасадом, но и интерьерами объект может стать полноценным «блюдом» №2.

Базилика Св. Крови

Храмы – отдельная тема в любых моих поездках. Дизайном церквей у нас заниматься не принято, специфика построек и сама атмосфера заведения такова, что вряд ли кто-то из дизайнеров или архитекторов сможет взять что-то путное из этого многовекового опыта для своей интерьерной практики. Но в Брюсселе есть храм, который полезно посетить, чтобы провести индивидуальный Ар-деко тест. На волне всеобщего сумасшествия последних 3-5 лет мало кто представляет себе этот стиль адекватно. Америка, где образцов этого стиля пруд пруди, - далеко, а Бельгия по европейским меркам – «под боком». И именно в её столице находится пятый в мире по величине храм, именуемый базиликой Св. Крови. К слову, кровь бельгийцы, по-видимому, очень уважают, поэтому, увидев название этой жидкости где-либо, смело заходите - интерьеры оправдают ожидания. Разумеется, это касается церковных объектов, а не больниц и мясных лавок.

Проектирование начинали на рубеже 19-20 столетий, а свой нынешний вид базилика получила к середине прошлого века, изысканно трансформировав чертежи модерна в реальные детали, выполненные в эстетике Ар-деко. Поскольку бельгийцы далеки от религиозной одержимости, то переступив порог можно сразу впасть в прострацию от невероятного контраста: потрясающая безлюдность на фоне гигантского пространства и гипермасштабных деталей. Обязательно поднимитесь на смотровую площадку, так как вид оттуда на город намного интереснее, чем с Атомиума, и фасад собора с неё воспринимается совсем иначе, чем снизу. Если на выходе присутствует ощущение окрылённости, значит Ар-деко тест пройден успешно, если ощущения какие- либо другие, то вашим стилем всё-таки является модерн, и вы простились с ещё одной иллюзией, что всегда полезно.

Внимание! При планировании самостоятельных поездок помните, что все бельгийцы в душе – скауты, и ориентация на местности должна производиться с учётом двух-трёх неизвестных. Если у вас на руках карта города, и на ней указаны станции метро, то линии трамвая или автобуса обязательно будут забыты. Если обозначены музеи, то извольте догадаться, где проложено метро. Если есть всё, что необходимо, значит карта старая, и многое изменилось за неделю до вашего приезда.