ЗАЯВКА
на обучение

Автор статьи Тимофей Смирнов- художник-график, кандидат искусствоведения

Понятие «Russian beauty» давно стало международным брендом. Наши девушки – нарасхват среди самых известных дизайнеров, режиссеров, фотографов и модельеров мира. Они востребованы и желанны. Русская красота идет на экспорт. Каждый год сотни иностранцев приезжают в Россию за невестами. И наоборот, покоренные красотой русских женщин, они сами переезжают в Россию.

17 08 16

17 08 16 217 08 16 3

Русская тема в дизайне тоже имеет локальный(не повсеместный), но «звучный» интерес.

Денис Симачев нещадно эксплуатирует в своих коллекциях хохлому, Евгения Миро расписывает вазы и платки для Hermes в стиле русских балетных сезонов, Дмитрий Самаль рисует лампы-купола, Дмитрий Логинов украсил плитку золотыми матрешками, Вадим Кибардин придумал современную вариацию старой доброй калоши.

Можно сказать, что русский стиль существует. Можно и не говорить. Не любим мы – свое. Вернее, не можем к нему относится без иронии. Но есть –«русский дух». А может–нет его?

Ну каковы основные приметы традиционного русского стиля?

Все. Решительно все, что нам кажется родным– не наше. Все –творчески переосмыслено. Чей-то чужой опыт и идеи послужили «первотолчком» в лучшем случае, а в худшем... А в худшем – это просто– плагиат. Достаточно сказать, что благодаря ему (плагиату) китайский «хо-го» некогда превратился в русский самовар.

Но, несмотря на это, России удалось выдать этот плагиат за свое. Во всем мире  бытует мнение, что русский стиль в дизайне — это набор элементов народного промысла в доме, мебели и текстиля кустарного изготовления. Матрешки, хохлома, гжель, деревянная мебель или кружево, печные изразцы, керамическая посуда и утварь домашнего обихода — самовары, утюги, серпы, то есть все, что каким-то образом напоминает какую-то отдаленную русскую деревню.

 Даже в наше время такой колорит можно встретить в избушке, расположенной в российской глубинке. Но как вписать неповторимый народный колорит в современную городскую квартиру, или загородный дом,  чтобы интерьер не напоминал музей сельского хозяйства?

Для начала  вспомним историю самых известных русских стереотипов или стереотипов о России. Вернее, четыре основных и активно используемых в дизайне русских тренда:

  • 1. THE MATRESHKA
  •  
  •  
  • 17 08 16 4
  •  
  • Скорее всего слово "Матрёшка" произошло от русского имени - Матрёна. Надо же было игрушку назвать, и конечно дали близкое и понятное нам название – от одного из самых любимых русских женских имён.

    Эта версия очень популярна, но есть ещё и другая . Имя «Матрешка» происходит от санскритского "матри" — мать. Имя "Матрёна" - это переиначенное слово "матрона", означающее мать семейства, матушка, почтенная женщина). Так «девочку» и назвали Матрёна, или любовно, ласково – Матрёшка. Образ красочной игрушки глубоко символичен: с самого начала она стала воплощением материнства и плодородия. 

    Самые красивые или изысканные матрешки отличаются тщательной росписью наряда и аксессуаров традиционного русского костюма

    У матрешек более крупного размера нарисованы голубые глаза, а у маленьких кукол глаза  изображены в виде черных кружочков. Маленькие матрешки не улыбаются, их губы сжаты. На голове самой маленькой матрешки не кокошник, а платок. Откуда же взялась эта женщина -номер 1?

    Малознаменитый художник Малютин «списал» её с японской куклы старца Фукурумы.  По легенде, жена Анатолия Ивановича Мамонтова привезла из Японии, с острова Хонсю, точеную фигурку японского бога Фукурокодзю. В России она известна под именем Фукурума, но в Японии вообще нет такого слова, и это имя является, скорее всего, результатом того, что кто-то в свое время плохо расслышал или не запомнил диковинное для русского уха имя. Игрушка была с секретом: она разделялась на две части, а внутри нее была такая же фигурка, но поменьше, тоже состоящая из двух половинок... Эта игрушка попала в руки малоизвестного художника русского модерна Сергея Малютина и навела его на интересную мысль.

    17 08 16 5

     

    Согласно наиболее распространенной версии, первая русская матрёшка появилась на свет в московской мастерской-магазине “Детское воспитание”, также принадлежавшей семье издателя и типографа Анатолия Ивановича Мамонтова, брата известного промышленника и мецената Саввы Мамонтова..Он попросил токаря, потомственного «игрушечника», Василия  Звездочкина выточить из дерева форму-болванку, а потом собственноручно расписал ее. Это была круглолицая полненькая девушка в простом русском сарафане с петухом в руках. Из неё одна за другой появлялись другие крестьянские девочки: с серпом для жатвы, корзинкой, кувшином, девочка с младшей сестренкой, младшим братом, все - мал-мала меньше. Последняя, восьмая, изображала запеленатого младенца. Предполагают, что имя матрёшка получила спонтанно - так ее назвал кто-то в мастерской в процессе производства ( В 1890 году Матрешка показана в Париже на международной выставке)

    Также существует еще одна версия, по которой происхождение матрешки связано со Свято-Троицкой Сергиевой лаврой в Сергиевом Посаде. Известно, что уже в XIV веке монахи дарили паломникам матрешек, как  напоминание о пребывании в монастыре. По мнению других историков искусства, происхождение матрешки связано с пасхальными яйцами из дерева, которые русские крестьяне мастерили с незапамятных времен. 

     

     

    2. THE FEDOSKINO

    17 08 16 6

    Федоскинская миниатюра возникла благодаря одной вредной привычке, которая была распространена в XVIII веке. В те времена было очень модно нюхать табак, причем этим занимались все: знать, простолюдины, мужчины, женщины. Табак хранили в табакерках из золота, серебра, черепаховой кости, фарфора и других материалов. И вот в Европе стали делать табакерки из прессованного картона, пропитанного растительным маслом и просушенного при температуре до 100°C. Этот материал стали называть папье-маше (жеваная бумага). Табакерки покрывали черным грунтом и черным лаком, в росписи использовали классические сюжеты. Такие табакерки были очень популярны в России, поэтому в 1796 году в сельце Данилково в 30 км от Москвы, купец П.И.Коробов начал производство круглых табакерок, которые украшали наклеенными на их крышки гравюрами. Гравюры покрывали прозрачным лаком, позднее их стали раскрашивать, а затем вместо гравюр появились живописные миниатюры. Начинал Коробов с лакированных козырьков, а свой способ производства шкатулок позаимствовал у И.Г.Штобвассера из города Брауншвейга (Германия). С 1819 года фабрикой владел зять Коробова П.В.Лукутин. Вместе со своим сыном А.П.Лукутиным он расширил производство, организовал обучение русских мастеров, при нем производство перевели в село Федоскино. Благодаря творчеству русских мастеров, лукутинские лаки приобрели самобытность и национальный колорит, как в сюжетах, так и в технологии. К 1830 году на фабрике работало 100 мастеров, в риcовальной школе учились 20 человек. Изделия были очень различны и по цене (от 2 рублей 80 копеек до 300 рублей за дюжину), и по видам: кроме табакерок изготавливались шкатулки, очешники, игольницы, обложки для семейных альбомов, чайницы, пасхальные яйца, подносы и многое другое. Они находили применение не только в помещичьем быту, но и в мещанской среде в России, а также вывозились за границу. Лукутиных неоднократно награждали медалями на промышленных выставках. На лукутинских изделиях XIX века в технике масляной живописи выполнены виды Московского Кремля и других архитектурных памятников, сцены из народной жизни. Особенно были популярны катания на тройках, гуляния или крестьянские пляски, чаепития за самоваром. Мастера или сами придумывали сюжеты, или копировали их у известных художников. 

  • 3. THE Russian Laquer miniatures или Палех – вид изобразительного искусства. По преданию название Палех произошло от названия поселения, в котором  производились такие изображения. Некогда во Владимиро-Суздальское княжество пришли люди, которые спасались от вражеских орд. Для нового поселения они сжигали, палили лес, отсюда и само название. Людей, которые жили в Палехе, называли Палешанами и славились они искусным ремеслом иконописцев. Впоследствии они настолько ценились, как художники, что их приглашали расписывать церкви и храмы со всей России.
  •  
  •  

  • 4. 
    1. THE HOHLOMA – это самый самобытный русский народный промысел, существующий более трехсот лет, уникальное явление не только в масштабах России, но и в мировом искусстве. 

    17 08 16 7

     

    Благодаря иконописцам из старообрядческой среды, владевшим древним, возможно пришедшим из Византии, приемом "вызолачивания" изделий, распространился своеобразный способ превращения простых деревянных мисок в "золотые" без использования драгоценного металла. Традиционная техника, усовершенствованная в наше время, основана на простом принципе. После завершающего этапа отделки изделия - "закалки" - под влиянием высокой температуры покрывающая его лаковая пленка приобретает медовый цвет. Сочетание ее с просвечивающимся металлизированным слоем дает золотистый эффект.
    Исходя из вышеперечисленных параметров русский стиль возвращается в наши интерьеры. Это удивляет. Но  дизайнеры не удивлены. Хоть и противоречиво настроены.
    Несмотря на эти «довольно противоречивые» мнения дизайнеров, русский стиль в интерьере  в трех направлениях:
    Итак, первый и самый известный в мире — стиль «а-ля рюс». Это направление опирается на так называемый этнический стиль, который в свою очередь основывается на предметах  упомянутых народных промыслов: плюс те же самые лапти, балалайки, печи, самовары, медвежьи шкуры — это символы России, которые есть в любых сувенирных лавках Европы. Такой слишком уж примитивный русский стиль многие современные дизайнеры не приемлют, но от этого он не становится менее популярным.. Ну а многие–еще как приемлют.
    Второе направление — стиль «русская изба». Что-то вроде– «русского экологического». При этом главной чертой «русской избы» является полное отсутствие случайных, лишних, ненужных вещей, здесь все только нужное, только полезное. Каждая вещь, каждый предмет имеет свое место и выполняет конкретную определенную функцию неизменно в течение многих веков.
    И еще одно направление русского стиля в интерьере — так называемый «терем». Это направление многие дизайнеры называют сказочным вариантом русского стиля, но он скрывает за собой и историческую основу, ведь не секрет, что из таких теремов строили княжеские палаты.
    Ну и конечно не стоит забывать и еще об одном. Для русского стиля в интерьере характерны замысловатые яркие узоры. Орнамент встречаются повсюду — и на посуде, и на стенах, и даже на потолке. Узнаваемой декоративной чертой является резьба, причем присутствующая и на деревянных изделиях, и на камне, и, бесспорно, изразцовые печи.

     

    Резюме.

    Интеллектуально развращенные люди, а также просто– воспитанные люди в России часто считают , отчасти справедливо, что своего-то у нас и нет ничего. Дворцы итальянцы строили, Кремль – тоже, павлопосадские платки продолжают традицию индийских пашмин, палех срисован, дворянская мебель – точная копия западной, гжель – не гжель, а голландская изразцовая техника, решительно насаженная Петром Первым…

    Мы по заведенной традиции даже не пытаемся среди заимствований и сувенирной «клюквы» найти исконно «русские интерьерные» ценности. Когда придет время для этого– неизвестно. А может оно и не надо...

     Ну а может... Ну все-таки?

    17 08 16 8

    17 08 16 9