ЗАЯВКА
на обучение

Автор статьи Тимофей Смирнов- художник-график, кандидат искусствоведения.

Пластиковый дом в СССР

Фотография, проект и чертежи полностью пластикового дома, возведенного в Ленинграде в 1961 году.

Давным-давно я услышал о другой легендарной «пятиэтажке» из пластика, к проживанию в которой прилагался вместо гвоздей клей. Если бы она пошла в серию, сегодня бездомных было бы больше четверократно. А может и нет... Просто было бы меньше людей. Еще меньше. Теперь нам никто уже не сможет показать и рассказать, что бы было или не было... Теперь все – как уже случилось.

23 11 16

Примерно в начале 1960-х годов Москве в 4-м Вятском переулке была построена пластмассовая пятиэтажка. В середине 80-х дом расселили, даже не дождавшись нормативного срока службы.
Хотели реконструировать. Но кончился СССР, а вместе с ним и надежды на реконструкцию.
Потом дом стоял почти 10 лет пустой, а в середине 90-х был снесен вместе со значительной частью квартала, застроенного «обычными» зданиями хрущевской оттепели.

23 11 16 2

Интересно также, что одним из разработчиков «нанодома» был отец так и не построенного «Дворца Советов» архитектор Б. Иофан. Он на полном серьезе разрабатывал проект пластмассового дома. Для экспериментального строительства даже был выделен участок в Измайлове. УЧАСТОК?!

Но вот об этом доме я узнал недавно. Спасибо интернету.

23 11 16 3

23 11 16 4

Мы знаем, что главное правило применения одноразовой пластмассовой посуды в самом ее названии: она должна быть использована единожды.

В чем же идея пластикового или пластмассового дома? Он дается до конца короткой  жизни? Или один раз?

В чем же дело?

Будем разбираться.

В 1961 году в Ленинграде был произведен уникальный даже по сегодняшним меркам строительный эксперимент. Мы знаем о сегодняшних пластиковых «палатках», знаем, что это весьма странная архитектура, но здесь идет речь о пластиковой жилой капсуле. На неизвестной мне Торжковской улице в глубине квартала между домом 24 корпус 1 и 24 корпус 2 в Ленинграде был построен небольшой павильон на «ножке» (ныне снесен). Выглядел он по сегодняшним меркам ординарно, а по-тогдашним вызывающе. Среди социалистически верных пятиэтажек вдруг возник «микроособняк» (что очень невероятно было бы, если бы в серию это пошло). «Удивительность» в том, что практически полностью он был  сделан из дешевой сегодня и презренной Гринписом  пластмассы. Авторами экспериментального дома из пластмасс были архитектор А.П. Щербенок и инженер Л.Г. Левинский.

Как гласит нелюбимая многими, но уместная здесь Википедия, первая пластмасса была получена английским металлургом и изобретателем  Александром Парксом в 1855 году. Паркс назвал её паркезин (позже получило распространение другое название - целлулоид).

Паркезин был впервые представлен на Большой Международной выставке в Лондоне в 1862 году. Развитие пластмасс началось с использования природных пластических материалов (жевательной резинки, шеллака), затем продолжилось с использованием химически модифицированных природных материалов (резина, нитроцеллюлоза, коллаген, галалит) и, наконец, пришло к полностью синтетическим молекулам (бакелит, эпоксидная смола, поливинилхлорид, полиэтилен и другие). Преемником паркезина стал ксилонит (другое название того же материала), производимый компанией Даниэля Спилла, бывшего сотрудника Паркса, и целлулоид, производимый Джоном Весли Хайатом.

Из этого следует, что материал старинный, а по «звуку» его составляющих (если их произнести вслух) – не очень полезный. Тем не менее, сегодня ясно, что мир человека на много процентов состоит из пластмасс.

Так чего же привело советских архитекторов к идее пластмассового дома? Как ни странно – железобетонные панели.

23 11 16 5

Первый в СССР панельный дом.

Дом неподалеку от станции метро «Ломоносовская» — первый панельный дом в Ленинграде, да и во всём СССР. Он был построен в 1955 году по проекту А.В. Васильева в рекордный срок — всего за 102 дня, из которых 23 заняла отделка. Планировался он в качестве массового жилья. Хрущеву проект не понравился: потолки высотой 3,5 метра, дубовые двери, большие комнаты, огромные окна и отделанные камнем фасады (сейчас замазанные краской) расходились с его представлениями о массовом жилье. В 2000 году непохожесть на «хрущёвки» и вовсе сыграла с домом злую шутку: в программе реконструкции зданий первых массовых серий его попросту не оказалось. И теперь предок всех «хрущоб», признанный аварийным ещё в 1983 году, постепенно приходит во всё более плачевное состояние. 

После ряда последовательных изменений и через достаточно много лет появился совсем другой проект, который хорошо знаком, пожалуй, всем жителям бывшего СССР. К-7. Вот его предыстория.

23 11 16 6

Как раз в том самом году рождения пластикового домика (в 1961) к работе приступил Первый Домостроительный комбинат. Каждые два часа с конвейера сходили готовые панели. Такой метод себя оправдал и почти что (с небольшими изменениями) сохранился до сих пор. Сначала в форме раскладывают облицовку, затем – железную арматуру, затем заливают бетоном, сушат и т.д. Готовую панель немедленно везут на стройку, где ее немедленно подхватывает кран, а монтажники принимают и закрепляют на нужном месте. Все работы производились строго по графику – подробному, как расписание электричек. Такой график позволял собирать дом «с колес» за 12 дней. Были и свои стахановцы. Например, в том же самом Ленинграде одна из бригад возвела пятиэтажный дом за пять суток. Мы знаем к чему это приводит. То есть точно видели.

Многих архитекторов, вставших на этот «скользко-мокрый и холодный» путь (они не виноваты, их заставили), успели поощрить государственными наградами, например, московского конструктора Виталия Лагутенко. Последнего даже называют «отцом хрущевок». Сам Лагутенко назвал проектируемым им дома «легкими», считая, что снижение веса дома повлечет и снижение его себестоимости. С этого решения начинаются серии домов, которые в разных городах имели разную историю. Важно то, что общая их площадь – это более 10 процентов от всей площади архитектуры , построенной в СССР.

Дом Лагутенко серии К7 был запущен в производство без всякого конкурсного отбора. Это тоже важно. Но именно его и именно эти дома  стали олицетворять счастье получения отдельного жилья советскими гражданами. Дома Лагутенко оказались не только сверхлегкими, но и сверхзвукопроницаемыми. Слишком хорошая слышимость была не единственным недостатком К7. На чердаке собиралась влага, которая замерзала зимой и начинала протекать весной – вплоть до того, что под вопросом оказывалась судьба всего дома, прорезаемого трещинами по всему периметру. От К7 отказались. Уже построенные дома достояли до настоящего времени. Правда, теперь сносу они подлежат в первую очередь. Все, кто был в них и не дай Бог жил или живет, знают, о чем я.

Иными словами, в появлении «пластик-фантастик» эксперимента виновата экономия (по нашему жадность). Именно жадность, которая понималась как аскетизм, была важнейшей составляющей массового жилищного строительства.

ХХ въезд КПСС всей стране дал вздохнуть свободнее, мы славим оттепель ныне, сериалы снимаем, говорим: «Как было здорово жить». Строители же того времени, наоборот, расскажут иное.

Директивы съезда гласили, что общую стоимость жилищного строительства необходимо снизить на 20%. Инженеры и архитекторы провели работу над  расчетами. И у них получилось, например, что на отсутствии лифта в доме можно сэкономить целых 8% стоимости, а в некоторых случаях, как, например, в случае возвращения «домов-коммун» (даже это пробовали), в которых отсутствовали индивидуальные санузлы, можно и 15%. Сбалансировали. Отсюда – популярность пятиэтажек. Это тот минимум, на который медики разрешали подниматься пешком.

Могло ли быть по-другому?

Ну, да.

Первым примером массового строительства жилых домов стал целый квартал Песчаных улиц в Москве. Современному человеку будет удивителен тот факт, что в конце 40-х гг. это была еще столичная окраина.(вроде сегодняшней «Новой Москвы»). Именно там отрабатывались новые технологии быстрого возведения однотипных зданий. Недаром эту стройку называли школой жилищного строительства. Известность ее была так велика, что пришлось обзавестись экскурсоводом. Разумеется, одним из самых частых «экскурсантов» был Н.С.Хрущев, тогда еще московский градоначальник.

В 1952 году был объявлен конкурс на лучший фасад крупнопанельного дома. Однако представленные на нем проекты не имеют ничего общего с теми «хрущевками», которыми потом была застроена вся страна. Общим был только принцип, по которому они сделаны, – все эти дома собраны из одинаковых ячеек-панелей. Например, архитектор Андрей Буров придумал панельное здание, декорированное бетонными дубовыми ветвями. 

23 11 16 7

Мастерская столпа «сталинской» архитектуры – профессора Жолтовского – представила на конкурс варианты крупнопанельной застройки с портиками, колоннадой и лепниной.

23 11 16 8

Увы, неповторимого разнообразия не вышло. Ни одно из предложений конкурса в производство не приняли.

Хрущев, в свойственной ему истеричной манере (хотя, говорят его всегда подстрекали и накручивали), возложил вину за нехватку жилья непосредственно на архитекторов. Они, дескать: «понимают архитектуру слишком эстетически, как художественную деятельность, а не как средство удовлетворения насущных потребностей советского народа. Это они тратят народные деньги на никому не нужные красоты, вместо того, чтобы строить проще, но больше». Хрущев, по сути, низверг эстетику в архитектуре, как бы пошел против «единства прочности, пользы и красоты»» Витрувия.

Еще через год, в 1955 году, грянуло Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».

Как мы знаем теперь, эти «излишества» спешно стирались с чертежей и проектов уже строящихся зданий. Если какие-то отделочные работы успевали завершить до Постановления, то эта часть так и оставалась частью, остальной же дом достраивали без отделки. Стали появляться дома, которые сами архитекторы называли «обдирными».

В прессе и киножурналах над всеми украшательствами стали издеваться.  Академия архитектуры преобразована в Академию строительства и архитектуры. Сама же архитектура почти объявлена «вредным искусством» (без шуток), как в свое время генетика – вредной наукой(и это – факт). Разница лишь в том, что на сей раз не «посадили» никого. А может и «посадили», просто мне неизвестно…

Не успели «изжить излишества» архитектурные, как появилось желание «изничтожить» излишества инженерные. Поиск самой экономичной и универсальной технологии строительства не обошелся без крайностей. Ленинградцы рекламировали свой оригинальный способ сборки дома, начиная с крыши. Пока ее собирали наверху, внизу целиком монтировался этаж, который потом доставлялся наверх краном. Киевляне собирали блоки из кирпичей, заливали их раствором на заводе и везли на стройплощадку.

А уже после этого появляется наш «тюбинговый» дом из пластмассы. Он – вершина эксперимента над строительством и архитектурой. Хотя и его тоже «скоммуниздили», как и ...да... упомянутые панельные дома – это мерзостно удешевленные версии французских «панелек». Вот, например, «Дом Будущего» в Диснейлэнде. Правда 1957 год. Конечно, наш лучше. Этот совсем какой-то... Шучу... Или нет. Это неважно. Важно, что эксперименты – это хорошо, а «обламывать руки» архитекторам – плохо. Дешево не может быть хорошо, а скупой всегда платит дважды. Предполагали, что «хрущевки» простоят 25 лет, прошло 50. Еще не все снесли. Разве не точная иллюстрация?

23 11 16 9

Дом из пластика в Диснейленде 1957

Мнения нередко делятся на два. В этом случае уж точно.

СССР – счастье и достаток, хотя бы «хрущевку» давали. Это по мнению одних. По мнению других «совок» – ад на земле с жестокими порядками и отсутствием всего, прав и свободы. Споры эти продолжаются по сей день. И наверное в нем трудно найти правых и неправых, так как каждый рассуждает с позиции своего опыта. Могу сказать только одно. Проекты и масштабы замыслов СССР во всех отраслях все равно впечатляют. Даже и борьба с системой СССР внутри системы выглядит героично и эпично. Пластиковый «домик» для 60-х годов –это очень круто. Правда жаль, что тогда клей и пластик были похуже. Да и все, что придумывали, всегда бросали... Кроме самого примитивного и неинтересного. Эх, а могло бы быть...Ну или ...  

23 11 16 10

Советский реактивный поезд

Экспериментальный локомотив-лаборатория 1971

23 11 16 11

Поезд на магнитной подушке СССР

В СССР  велись разработки инновационных транспортных средств. Один из таких проектов, причём воплощённый в реальность, – левитирующий поезд. Разрабатывался в период 1985–1986 годов. 25 февраля 1986 года  был произведен успешный запуск.

23 11 16 12

23 11 16 13

Шаропоезд, СССР 30-е годы, монорельсовая  конструкция, созданный инженером Н.Г.Ярмольчуком в 1932-34 годы. Поезд двигался на шарообразных колесах с встроенными в них электродвигателями, которые располагались в полукруглых желобах под деревянной платформой (в полномасштабном проекте платформа должна была быть бетонной. Был собран действующий макет в масштабе один к пяти.